Третий (не) лишний

Третий: Женщина и Анимус

Нередко часть своей жизни женщина находится под властью мужчины, но если ей удается избавиться от этой власти, она неизбежно попадает в зависимость от анимуса, своей внутренней маскулинности. Жизненный путь женщины - это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, безотносительно к тому, находит ли она его вовне или внутри, в качестве собственного анимуса.

Джонсон Р. "Она. Глубинные аспекты женской психологии"

Каждой Женщине, вступившей на путь Героини, ушедшей от матери Девочкой и возвращающейся к Женскому спустя опыт отношений с отцом и Мужским, приходится иметь дело с внутренней борьбой Феминности и Маскулинности, воплощенной в архетипе Анимуса. Однако Анимус в ее психике заявляет о себе еще раньше - в детстве - через развитие "мужских" гендерно-окрашенных качеств: смелости, агрессивности, логичности и последовательности, выносливости, склонности упорядочивать мир и создавать в нем системы, критичность мышления и т.д. При этом многие исследователи соглашаются, что эти качества могут принадлежать и Женской природе.
Как опознать Анимус? Он всегда будет казаться внутренне чужеродным для Женского, "другим", "третьим". Чтобы воспользоваться его помощью, женщина призывает его качества осознанно, будь то мужественный отпор в ситуации угрозы или холодное разумное решение при жизненно важном выборе. Зеркала своего Анимуса женщина видит в окружающих ее мужчинах, а также "мужском" проявлении матери или подруг (часто удивляющем или шокирующем). Анимус, как и другие архетипы, может захватить женщину, как жесткая, неумолимая сила, навязчивое поведение, "нечто упрямое, холодное и совершенно недоступное" (Карл Густав Юнг). Тогда он становится разрушительным для Женского внутри и отношений с другими.
Анимус служит также и укреплению Женского, помогая сепарации взрослеющих детей от родителей. Женский Анимус проходит через 4 стадии развития (Карл Густав Юнг). Проанализируйте, как у вас с этим:
  • Простая физическая сила и выносливость. Физическая независимость и управление своим телом, саморегуляция.
  • Инициатива и способность планировать свои действия. Психологическая автономия, проявление личной воли, эмоциональный контроль.
  • Сила "слова", закон и порядок, признание внешних границ и правил, социальная и культурная адаптация.
  • Постижение высших смыслов, духовная твердость, невидимая внутренняя поддержка, правдивость и мудрость.
Анимус служит задаче сепарации. Сначала - с мамой, затем - с отцом. Появление третьего разрывает монолитность Женского изнутри, чтобы родиться новому плоду гетеросексуальной зрелой любви во внешнем союзе, а на внутреннем уровне - преобразить Женскую невинность в Женскую зрелость и мудрость через взаимодействие с внутренним Мужчиной - Анимусом. Тогда женщина становится Героиней и вступает на путь индивидуального духовного развития (см. Путь Героини).
В мифе "Амур и Психея" Героиня, движимая любопытством и инстинктом познать Мужское, решается открыть для себя личность мужа, с которым у нее по ночам происходит физическая близость (см. Женский Архетип Гетеры). Этот союз Женского и Мужского вряд ли можно назвать полноценным, хотя происходит он в райском дворце, где удовлетворяются все желания (детские дефициты) Героини. Она вооружается лампадой с маслом (свет сознания) и ножом (защитным механизмом). Женщина осторожно и мягко проливающая свет в сложных ситуациях, способна творить чудеса; женщина, держащая в руках нож, способна убить. Так что же последует: преображение или убийство?
Да, наш внутренний Анимус умеет быть "мужчиной с сердцем" и резать по-живому, защитником и насильником, союзником и врагом, помощником в сепарации и тираном. Это личный выбор Женщины и гарантия мира/войны внутри и снаружи. Какие отношения с Анимусом у вас? Как он помогает / мешает развитию вашей Женской идентичности и индивидуальности?
анимус, третий, женское и мужское, женщина и мужчина
Photo by Bruce Hong @hongqi on Unsplash

Третий: Женщина и Отец

Разворачиваясь от матери как первичного объекта и ее любви, мы встречаем глаза отца. Это "третий" элемент, вносящий в диаду-симбиоз освобождение и драму. В решении эдипова конфликта этот разворот означает два изменения в интересах девочки: с матери на отца, с Женского на Мужское. Это сложный, энергетически затратный и не всегда завершенный процесс, который может прерывать как дочь с ее чувством вины перед матерью, так и мать - не оставляя свободного пространства для третьего. Однако для сепарации "переходный" объект жизненно необходим. Заместителем отца полноценно не сможет стать ни партнер, ни другой старший мужчина.
Чему важно научиться у отца: границам и правилам, ориентации на связь с внешним миром, (про)активной позиции исследователя и управленца, уважению к традициям, закону и порядку, дисциплине и саморегуляции, свободному самовыражению и преобразованию внешнего. В лице отцовской фигуры женщина встречается с архетипом Великого Отца, символизирующего структуру, закон, традиционные ценности, способность осознавать и различать, жить в социуме и держать связь с коллективным. Великий Отец не закрывает дочь в слиянии с ним (исключение - инцест), а раскрывает перед ней целый незнакомый мир, который был недоступен в кольце объятий Великой Матери.
При слабом контакте с Женским или захваченности идеей власти и контроля (см. Негативный Материнский комплекс) у матери/бабушки дочь, как и ее отец, могут стать носителями Отцовского комплекса. В гипертрофированной версии у такой женщины происходит идентификация с отцом, его сценарием жизни, привычками и зависимостями, ее гложут сомнения в праве на собственную жизнь и пренебрежение своим Женским (см. Архетип Амазонки - Афины). Ей сложно отказаться быть "папиной дочкой" и переключиться на равные отношения, поэтому сценарий проигрывается раз за разом в браке и в работе.
Позитивный Отцовский комплекс, как и Материнский, тоже имеет свою теневую сторону - гиперответственность. Если женщина считает, что "много должна", стремится контролировать все и вся, рационализирует и избегает живое проявление своей эмоциональности, а также формализует свое поведение, становясь заложником ролей и представлений, трудоголиком и добытчиком - она находится под влиянием огромной тени Великого Отца и ее Женская идентичность ослабляется, а сама она - страдает. Как правило, жесткий Анимус становится внутренним "насильником". И дело не в современном "смешении гендерных ролей", а в неосознаваемом влиянии Отца как архетипа и человека.
Женское и женственность - это шкатулка, которая есть у каждой дочери (из французского психоанализа). Шкатулку хранит мать девочки, а открывает ее первым - отец, уступая исключительное право на сексуальные отношения другим мужчинам. И впервые знакомясь с внешним Мужским через отца, через его взгляд девочка психологически созревает как женщина и получает свои первые уроки, с ними - наслаждение, боль и травмы Женской идентичности.
Тема отца, как и тема матери должна быть проработана в индивидуальной терапии с профессионалом, которому вы готовы доверить самое ценное и интимное - свое Я, - а доверив, научиться строить "другой" опыт отношений, чем ваш детский, и в нем чувствовать безопасность, поддержку, право быть собой и жить свою жизнь как сильная и осознающая себя женщина, способная влиять, управлять и властвовать.
отцовский комплекс, женщина и отец, женское и мужское
Photo by Julius Drost @juliusdrost on Unsplash

Третий: Женщина и Мужчина

Впервые молодая женщина соприкасается с маскулинностью отца, затем - с поглощающей ее маскулинностью в брачный период, после этого - с Эросом, обещающим рай, если она не станет задавать вопросов. Позже она находит в Эросе бога любви… - повторное открытие райского сада уже в состоянии зрелости, которое не менее прекрасно, чем первое.

Джонсон Р. "Она. Глубинные аспекты женской психологии"

Сепарация - "обрезание пуповины" (детско-родительской связи подчиненности) на психологическом уровне - дело сложное, продолжительное и часто незавершенное даже к зрелым годам. Дочь сбегает из диады /слияния с матерью в объятия отца (или его заместителя), а потом, разочаровавшись, ищет новые руки и глаза. Если ее детские дефициты по-прежнему неудовлетворяются, а фигура внутреннего родителя не созрела для достаточной самозаботы, женщина продолжит поиск в партнерских отношениях. Если мужчина - заменитель матери или отца - женщина обнаружит себя неизбежно зависимой и подчиненной, а ее детское "Дай!" измучает мужчину и разрушит отношения токсической ненавистью вечного голодного младенца. "Подавленная Лилит в ней делает ее неудовлетворенно-нуждающейся, укоризненно-требующей, подталкивает ее к нервозным действиям" (Ганс-Иоахим Маас), поэтому терапия ранних отношений (исцеление) для каждой дочери так важно.
Женщина (для ее же благополучия) должна вступать во взрослые женско-мужские отношения психологически созревшей, давшей себе время на "ожидание принца" и дозревающей в этом предвкушении. Сколько длится этот период - подскажет только ваша Женская глубина, если ее слушать и слышать. Задача "спящей красавицы" - не спать, а вести активную внутреннюю работу по самопознанию и подготовке и быть готовой откликнуться на глубинный зов стать Женщиной - и физически, и психологически (см. Женские Инициации). Слишком много женской крови было пролито "невовремя" и за высокую цену последствий.
Мужчины дают женщине то, что не в состоянии дать даже самая сильная материнская любовь (а отцовская приведет к инцесту и психологической смерти) - возможность любить и быть любимой другим, Мужским. И это всегда больно, хотя может быть приятно. Некоторые исследователи, анализируя природу Женского признают ее мазохистические склонности (Дарио Салас Соммэр):
  • уклонение от прямого проявления требовательности и агрессивности,
  • отношение к себе как к слабой, неполноценной или находящейся ниже по положению, и скрытое требование всех вытекающих из этого привилегий,
  • эмоциональная зависимость от противоположного пола,
  • склонность к жертвенности, покорности, к ощущению, что ее постоянно используют, эксплуатируют, перенесение ответственности за это на мужчин,
  • использование своей слабости и беспомощности для завоевания и подчинения противоположного пола.
Мягкость и пластичность женской анатомии (см. Женское Тело) и психики требуют в контакте твердость и направленность Мужского, ибо так предусмотрела природа. "Основной женский урок – от встречи с его твердостью: "Если я хочу иметь с ним дело – мне будет больно, чтобы мне не было больно, мне придется становиться пластичной. И это приятно. Благодаря его твердости я учусь быть женщиной. Ух ты! Как это здорово!"… Существует такой социальный миф, что можно найти такого мужчину, рядом с которым женщина сможет не испытывать боли… С мужчиной об которого не придется раниться – придется нянчиться. (В. Гусев).
В отношениях с Мужским женщина ранится и об края: жить через мужчину, становясь эротическим объектом, или жить по-мужски, в борьбе и состязании, становясь мужеподобной. И там, и там получает ретравматизацию Женская идентичность, а способность женщины реализовать свою природу оказывается невостребована. Так женщина "предает" свое Женское, забывая о его дарах, силе и возможности развиваться внутри и вне отношений с Мужским.
Познайте себя, пока не поздно. Познайте Женское, чтобы сделать контакт с Мужским полным, ценным и равным. Познайте себя, как женщина, чтобы принять свою Женскую идентичность и открыть поле возможностей для настоящей женской самореализации, а не ее суррогатов и иллюзий. Познайте свою Женскую Силу.
женская сепарация, женщина и мужчина, женское и мужское
Photo by Filipe Almeida @iamfilipealmeida on Unsplash

Третий: Женщина и Общество

Женщины за всю свою историю доказали уже только фактом своего существования, что они не слабый пол, а сильный, наравне с другой силой мужчин. Патриархальное общество видело в женщинах то "темную материю", угрожающую своей тайной (ведь у женщин "там" все скрыто), то материнской утробой, поглощающей независимость сынов, то ведьмами-пособницами дьявола, то святыми матерями или грязными блудницами. Женское расщепляли на части и травмировали, Но Женское возрождалось (через ее же сыновей и дочерей). Потому что Женское нужно Мужскому и наоборот, Женское не хуже, но и не лучше Мужского. Только в союзе двух непохожих "других" рождается жизнеспособное третье, включая здоровое общество.
В положении женщин глупо и неэффективно обвинять мужчин. Быть зависимой и подчиненной, инфантильной (фактически ребенком) - это значит иметь привилегии и восполнять детские дефициты. Тогда кто такой мужчина? Приемный отец? Податель благ? Средство самореализации? Статусный атрибут? Осеменитель? Или равный женщине Другой, с которым происходит индивидуальная и взаимная работа по развитию, взрослению и передаче опыта/мудрости? Такую же работу женщине можно и нужно вести в отношении общества, которое является не только "материнским" и "отцовским" объектом, но и плодом женско-мужского сотворчества, а также тем "третьим", которое нарушает закрытость и симбиоз диады "мать-дочь" или пары "женщина-мужчина".
Лечение "дискриминации" в обществе начинается с женского добровольного отказа от роли слабого играющего ребенка (девочки), соблазняющего эротического объекта (через инвестиции во внешность и безграничный нарциссизм). Конкурируя за мужчин, женщины делают ставку часто на внешнюю красоту в ее инфантильном формате (чтобы вызвать инстинкт защитника), но забывают, что внешнее ограничено и временно (как и личные ресурсы его удерживать), а инстинкт защитника не может сочетаться с сексуальным (агрессивным) инстинктом.
Есть и другой путь - мужской, фаллический, - т.к. истинно Женское не научили и не показали, оно по-прежнему скрыто в глубине психики женщины, за слоями защит, личных и коллективных. Внешних примеров истинно Женского нет (да и если бы были, они бы все равно искажались опытом Другого), внутрь смотреть страшно и уязвимо, а показывать это - просто ужас. Вот и живут повзрослевшие по годам, но не психологически "девочки", завидуя в глубине мужской силе: "все навиду, не нужно доказывать". Из этого рождается гонка фаллических женщин за мужчин и борьба мужеподобных с мужчинами. Где исцеляющее разрыв третье?
Стать самостоятельной, взрослой и зрелой - это путь индивидуального развития Женского, где свобода ограничивается ответственностью за выборы и не-выборы и за каждое "дай" происходит ответный "платеж" (материально и символически). Общество предлагает и женщинам, и мужчинам возможности для раскрытия своей природы и эти возможности - равноценные (то есть мерилом ценности выступает не только межличностный, но и социально-культурный контекст). И общество "спрашивает" за них ответным вкладом-платой-ценой. Безусловная любовь и бесплатные ресурсы остались в далеком детстве. Зрелая женщина в контакте с Женской Силой обретает новые опоры и права, которыми пользуется не играючи, а ответственно (Билль о женских правах, Bloom at al., 1980):
  • Право уважительного отношения к себе.
  • Право иметь свои чувства и мнения и выражать их.
  • Право быть выслушанной и серьезно воспринятой.
  • Право устанавливать свой приоритет.
  • Право сказать «нет» без чувства вины.
  • Право просить, чего ты хочешь.
  • Право получить то, за что ты заплатила.
  • Право получать информацию от профессионалов.
  • Право делать ошибки.
  • Право ‐ не быть ассертивной.
Зачем использовать эти права? Чтобы отпустить чувства неполноценности, стыда, растерянности. Права - это границы и правила, за которые заплатили цену женщины, что привели в мир нас. Женская ассертивность строится на базисном чувстве уверенности в себе («со мной все в порядке») и исходном отношении к другим людям как к равноценным («с вами все в порядке»). Однако я уверена, что не все мысли в этом разделе придутся по вкусу вам или вызовут противоречивые переживания, и я сама приняла их не сразу и дозированно - читая, слушая, наблюдая, анализируя, пробуя. Это дает ясный и трезвый взгляд на взрослое Женское, упрощает управление своей жизнью, а личные переживания - чтобы их пережить, личные проблемы - чтобы решить, само "не рассосется". И никто в этом не виноват. Только наш выбор из Женского.
Я желаю каждой женщине обрести свое место в своем обществе, быть пластичной и восприимчивой, учась активности и твердости у Мужского, чтобы сохранять и раскрывать свое Женское и его плоды в мир.
женщина и общество, женская идентичность, третий
Photo by Hernan Sanchez @stillsbyhernan on Unsplash